• ДНЕПР В ПОЭЗИИ: образы города за три века •

За три столетия нашему городу посвящали свои стихи и знаменитые литераторы, и простые жители. Каждая эпоха открывала новые яркие поэтические образы, но неизменным оставалось чувство привязанности к родному городу на Днепре

За три столетия нашему городу посвящали свои стихи и знаменитые литераторы, и простые жители. Каждая эпоха открывала новые яркие поэтические образы, но неизменным оставалось чувство привязанности к родному городу на Днепре.

 

Поэтическая муза довольно поздно посетила наш город. Екатеринослав не относился к числу городов, где было сильно развито стихотворчество. Это был город промышленников, финансовых дельцов и ремесленников. Место, где поэзии уделялось внимание в последнюю очередь. К тому же, внешний вид города долгое время не благоприятствовал стихосложению. Приземистые одно-двухэтажные домики, два десятка каменных зданий, откровенно сельский колорит, отсутствие благоустройства вдохновляли разве что авторов фельетонов.
Интересно, что еще при основании Екатеринослава на Днепре в 1787 году была сделана первая попытка местного стихотворчества. Первым поэтом оказался… сам князь Г. А. Потемкин, который специально для церемонии основания написал стихи в духе оды XVIII века.
Однако после смерти князя в 1791 году и отказа от проектов «культурной столицы» на Днепре местная поэзия так и не сформировалась.
Изредка город посещали выдающиеся литераторы. Например, А. С. Пушкин, проведший в городе две недели в 1820 году. И хотя пребывание в Екатеринославе оставило свой след в творчестве великого поэта – он подсмотрел здесь сюжет поэмы «Братья-разбойники», однако образ города отражения не получил. Из других литераторов Екатеринослав посещали и описывали прозаики: В. Г. Белинский, посетивший его в 1846 году, А. С. Афанасьев-Чужбинский в 1850-х годах и другие. Они оставили прозаические тексты, где ярко выписаны образы города. Однако стихи о Екатеринославе не появлялись почти век.
«Из мертвых зданий
разбросанныя камни
Последуя твому божественному гласу
В приятный легкий строй
Составят вновь Афины»

 

Первый всплеск аматорского стихосложения пришелся на празднование 100-летнего юбилея Екатеринослава в мае 1887 года. Два месяца, что город жил в ожидании праздника, издавалась газета «Екатеринославский юбилейный листок». В ней были собраны уникальные материалы – документы, мемуары старожилов. Именно здесь встречаются и несколько стихов, посвященных Екатеринославу. Со смысловой точки зрения они были посвящены истории города, его корням. С точки зрения стихотворной культуры – это аматорская поэзия, где не всегда даже соблюдена рифма. Тем не менее, эти стихи интересны как отражение эпохи. Стихи публиковались на русском и на украинском языках. Вот одно из них, автор некий М. Криворотов (возможно, это псевдоним):
Давно і тепер
Шумить Дніпро, ревуть пороги,
Як років сто назад ревли;
Тоді ліса, та скрізь розлоги й
Балки безлюдні тут були.
И зрідка, зрідка де у бальці,
Неначе та дитина в ляльці,
В степу маячили хатки…
В хатках оттих козак старенький
У тиші віку доживав
Після походив, і раденький,
Що не в неволі загибав…
Минуло все. І та недоля,
Що над Вкраїною була
Від нехристів… Не мало горя
Від їх Вкраїна прийняла!
И тілко ріднії діди:
Глоба і Корж, старий Мандрика
На пам’ять лишили сліди
Булої слави нам і віку.
Як-би устав хто із могили,
Того-б і міста не пізнав, –
Бо де гармати гомоніли,
Тепер стоїть «Катернослав».
Його построїла цариця,
Іменням власним нарекла…
И скоро там, де Половиця, –
Велика слава загула.
Нехай росте и процвітає
Славетний град, покіль шумить
Дніпро і ясне сонце сяє –
Нехай йому Господь щастить!..
М. Криворотов

 

В газетах Екатеринослава начала XX века публиковались стихотворные произведения о городе. Они в большинстве своем являлись критическими и напоминали фельетонный стиль.
Крупный толчок местному стихосложению дали, как ни странно, революция 1917 года и гражданская война. Подспудно тлевшие образы вдруг выплеснулись в виде стихотворных произведений на бумагу. Сразу несколько молодых поэтов – Дмитрий Кедрин, Михаил Светлов и другие посвятили стихи тогда еще Екатеринославу. В этих стихах виден ритм эпохи, надрыв, боль за судьбу города. Главные образы этих стихотворений – заводы (Брянский и др.), рабочие поселки и окраины, пафос революции. Вот отрывок из стихотворения М. Светлова «Екатеринослав»:
«Город. Кольцами зарев объят,
Нависающий с неба туман скинь.
Слышишь, с запада снова тебя
Стережет запыхавшийся Брянский.
Видишь, снова как прежде, вверху
Сотни труб небеса царапают…»

 

В двадцатые-тридцатые годы XX века складываются уже традиционные поэтические образы города на Днепре как «города чугуна и стали». Основной акцент в поэзии делается на промышленные образы города и его значение как центра революционного движения. Николай Асеев восклицал:
«Как возникает
Клинок из сплава,
Из бурь – матрос,
Так из Екатеринослава –
Днепропетровск».
Поэт Иван Гончаренко в стихотворении «Домни» (1928):
«Вслухайтесь, друзі, в дужий гомін,
вдивляйтесь пильно в світлу даль –
то пломеніє сяйво домен,
то із мартенів ллється сталь»

 

Новый всплеск поэзии о Днепропетровске дают военные действия 1941–1943 годов и особенно освобождение после оккупации. Именно в это время появляются проникновенные стихи Михаила Голодного, Дмитрия Кедрина, Марка Шехтера. Основная тема их – надрывные образы знакомого города, с которым попрощались и снова встретились авторы стихов, прошедшие войну. Осенью 1941 года Михаил Голодный написал «Балладу о городе Днепропетровске»:
«По небу осеннему катится гром,
Дивизия наша стоит за Днепром.
Мост взорван – в мой город
вступили враги,
И город во мраке, не видно ни зги»

 

А в 1943 году Дмитрий Кедрин пишет:
«Здравствуй, город чугуна и стали,
Выдержавший бой с лихим врагом.
Варвары тебя не растоптали
Кованым немецким сапогом»

 

В 1945 году Марк Шехтер написал «Возвращение»:
«Бежит, поет днепровская вода,
Спешат по шатким сваям поезда,
И сердце ребра выломать готово,
Услышав голос города родного»

 

Стихи послевоенного периода наполнены эйфорией процесса восстановления города, строительства новой мирной жизни. Вот, например, строки Владимира Сосюры:
«Дніпропетровськ…
Заводів димні гули.
Моєї юні квітла тут весна.
Коли земля здригалася до дна
Під грім гармат… Ті дні давно минули.
Дніпро хмаркам
всміхається сріблисто,
А ти над ним, як дивна дивина…
Не пізнаю тебе, славетне місто,
Безсмертне місто сталі й чавуна»

 

В послевоенный период, во-первых, существенно увеличивается количество стихотворений о городе, во-вторых, расширяется тематический диапазон. Начинают появляться стихи, посвященные конкретным объектам, улицам, паркам.
«Проспектом Маркса, сяєвом залитим,
Дніпропетровські металурги йдуть» –
писал поэт Олекса Ющенко в 1950 году.
А в 1963 году Павел Кононенко написал стихотворение «Краса життя»:
«Дніпропетровськ… Зелені парки,
Акацій пахощі п’янкі
І відблиски електрозварки,
І пісні відгуки лункі…»

 

Семидесятые-восьмидесятые годы XX века подарили новый этап стихо-
творений о Днепропетровске. Основной повод на этом этапе – 200-летие Днепропетровска, отмечавшееся в 1976 году.
В это время появляется масса стихотворных произведений. В 1976 г. выходит книга-альбом «Зори Днепропетровска», где все фото иллюстрированы стихо
творениями Б. Дубровина. В 1976 г. в издательстве «Промінь» вышла первая книга-сборник стихов «Город мой рабочий. Стихи о Днепропетровске». Стихи данного периода соединяют пафос 200-летнего юбилея и риторику созидания – новые жилые массивы, картины работающих заводов, трудовых будней и отдыха «закрытого города»
«І небо високе
Поза мостами спадає в Самару,
А вечором плавки підпалюють
Хмару,
Що пропливає над парком Шевченка,
Як мрія близька,
І як мрія далека.
Місто не спить,
Його пульс добре чути…» –
писал поэт Сергей Бурлаков в стихотворении «Вересневий етюд»

 

Похожий образ в стихотворении Михаила Селезнева «Город вечной зари»:
Ты всегда, город мой,
просыпаешься рано,
раньше трепетных птиц,
раньше алой зари.
Когда в синей степи
тихо дышут курганы,
я с тобою люблю
по душам говорить…
И куда бы я ни был
заброшен судьбою
от высоких и нежных
твоих тополей,
я услышу тебя:
твое сердце стальное
звонко бьется в груди
Украины моей»

 

Пожалуй, семидесятые годы XX века были пиком стихосложения о Днепропетровске. Этот же порыв перешел в первую половину восьмидесятых годов
XX века, когда родилась знаменитая песня «Днепропетровск – мой дом родной», ставшая на долгие годы гимном города.
Девяностые-нулевые годы, по своей специфике, не очень располагали к стихотворчеству. И все-таки в этот период происходят важные изменения. Исчезает идеологический пафос и начинают доминировать элегические нотки или уход в пласты праистории.
«Лучей холодных фехтованье
В рассветном зеркале Днепра…
Октябрь. Очей очарованье.
Ноябрь. Унылая пора» –
одно из стихотворений Александра Ратнера.

 

«Карбуєм крок. Прискорюєм ходу.
Заграви плавок палахтять над нами.
І первоміста непоборний дух
приходить в сни і віє полинами» –
это из стихотворения Наталки Никулиной «Первомісто»

 

По-прежнему много стихотворений посвящено конкретным улицам, паркам, людям Днепропетровска. В 2006 г. вышла из печати антология «Рідне місто моє», где представлены основные поэтические произведения о городе на Днепре.
Новое время рождает новые смыслы и новые образы. Смена имени города, названий многих его улиц, переосмысление городского пространства, без сомнения, скажется и на эволюции поэтических образов города. Значит, в скором будущем нас ждет новый пласт стихотворных произведений о нашем городе.

 

Максим КАВУН,
кандидат исторических наук





Понравилась статья? Расскажи о ней

Свежий номер

Популярное на isunity.com